вторник, 20 июня 2017 г.

16 идей, как разнообразить проектную деятельность с помощью облачных инструментов Google


Источник

Вам, конечно, известно, что Google Диск – это не просто место для хранения файлов в Интернете. Интегрированный в него бесплатный пакет офисных приложений позволяет работать с инструментарием, который вы обычно использовали в других программах: редактировать документы в Google Docs (вместо привычного Microsoft Word), создавать презентации в Google Slides (аналогично с Power Point), генерировать опросы, списки, викторины с Google Forms (как в Survey Monkey). Среди других инструментов, которые содержит Google Диск, три вышеперечисленные опции могут быть наиболее полезны для реализации школьных проектов. Если ваша школа уже использует сервис  Google Classroom или по крайне мере предоставляет ученикам доступ к Google Диску, то ваши ученики, вероятно, уже используют возможности совместной работы с документами и презентациями. Мы предлагаем несколько идей, которые
помогут разнообразить школьную проектную жизнь.

Документы (GOOGLE DOCS)

 Аннотированная библиография
В средней и старшей школе ученикам часто приходится работать с исследованиями, докладами, рефератами. Обычно подготовка библиографического списка является частью большой исследовательской работы. Однако можно выделить это в отдельное задание с целью тренировки навыков поиска, анализа и представления целесообразности источников информации.
 Обзор книги
Вместо привычного школьного сочинения попросите учеников подготовить обзор прочитанной книги. Пусть в своем Google документе они напишут краткое содержание произведения, поместят изображение наиболее яркой, на их взгляд,  изданной книжной обложки, приведут ссылки на интересные статьи критиков и укажут места, где книгу можно приобрести.
 Коллективное творчество
Используя возможности совместной работы с документами, напишите вместе с учениками рассказ/сценарий для игры. Функция онлайн-комментирования позволит вам наладить оперативную обратную связь со всеми участниками проекта и принимать коллективные решения в любое время и в любом месте.
 Список медиаисточников
Любая научно-исследовательская работа учеников будет еще более ценной и содержательной, если реализовать ее в Google Docs – это позволит наполнить ее изображениями, рисунками, ссылками на другие релевантные ресурсы, например, интернет-статьи и видео.
 Простейший классный блог
Если вы не хотите осваивать специальные интернет-платформы для ведения блогов – создайте отдельный Google документ, в котором ученики смогут делиться своими впечатлениями и мыслями о школьной жизни.
 Работа с таблицами
Умение систематизировать и визуализировать информацию – очень важный и востребованный навык.  Предлагайте ученикам создавать и вести в  Google Docs таблицы со школьным расписанием, описанием их обязанностей в классе, графиком дежурства, результатами выполненных работ и т.д.

Презентации (GOOGLE SLIDES)

 Уникальная интерактивная история
Поскольку слайды могут содержать гиперссылки друг на друга, у учеников есть возможность создавать уникальные истории с различными вариантами развития событий. Читатель, путешествуя по предложенным ссылкам, может увидеть разные авторские акценты, направиться по альтернативным сюжетным путям и линиям. Это масштабная, сложная, но очень увлекательная для учеников работа.
 Электронная книга
Предложите учащимся создать собственные электронные книги. Простор для творчества большой: мини-учебники, книги для детей,  практические пособия, кулинарные книги, портфолио, альбомы впечатлений за год и т.д.
 Журнал
Подобно электронной книге, выпуск журнала (разовый или регулярный) может стать увлекательным проектом для ваших учеников. Возможность создания PDF-версии журнала или новостного бюллетеня может быть очень актуальна, например, для школьных спортивных команд или клубов по интересам.
 Интерактивный киоск
Все мы встречали в музеях специальные электронные табло, на которых можно подробно ознакомиться с информацией о выставочных экспонатах. Инструменты Google Slides позволяют, подобно музейным интерактивным киоскам, наполнить презентацию проекта яркими визуальным эффектами. Достаточно просто создать свое слайд-шоу, опубликовать его в Интернете (для автоматического воспроизведения, без необходимости дополнительного носителя) и «раскрасить» ярким аудио-рядом на ноутбуке или планшете.
 Короткий видеоролик
Учащиеся могут загружать изображения и добавлять собственные тексты в слайд-шоу, а затем анимировать его с помощью специального расширения Google Screencastify. Оно позволяет записывать собственную голосовую дорожку, загружать фоновую музыку (или одновременно и то, и другое).  Ученикам здесь, безусловно, есть где развернуться: от, например, представления стихотворения до презентации отчета о школьном мероприятии.
 Видеоурок
Используя упомянутое выше программное обеспечение для скринкастинга, ученики могут также создавать свои собственные обучающие видеоролики по пройденным темам (сначала разрабатывая слайд-шоу, а затем дополняя его нужной аудиодорожкой). Этот творческий и эффективный прием поможет продемонстрировать результаты освоения учебного материала и наполнить его личным смыслом для каждого ученика. Ролики, представленные учащимися, можно сохранить в специально созданном плейлисте на YouTube  в качестве учебного материала.

Формы (GOOGLE FORMS)

 Опрос одноклассников
При подготовке эссе, доклада, выступления на актуальную тему предложите ученикам составить и разослать одноклассникам (по электронной почте, с помощью  QR-кодов или систем управления обучением, например, Google Classroom или Edmodo) анкеты-опросники. Опираясь на полученные данные, учащиеся смогут подготовить аргументированные и содержательные доклады.
 Форма обратной связи
После представления проекта/доклада/видеоролика предложите выступающему подготовить и разослать своей аудитории форму для обратной связи. Положительные отзывы или конструктивная критика помогут проанализировать слабые и сильные стороны работы, если необходимо, внести изменения.
 Викторина
Один из прекрасных способов изучения/закрепления материала – решение заданий в формате викторины. Пойдите дальше – не предлагайте вашим ученикам готовые задания – попросите их придумать собственные в Google Forms.
 Визуальное представление полученных данных
Google Forms снабжен удобным инструментарием представления результатов опроса в виде графиков и диаграмм. Напоминайте ученикам пользоваться этой функцией – это и удобно, и учитель математики вам скажет «спасибо».

Что говорят эксперты?




Борис Ярмахов
Национальное общество по развитию технологий в образовании,
эксперт по школьному образованию
Информатизация школьного образования прошла несколько этапов:
от наивной веры в то, что компьютер может разрешить все проблемы, возникающие при обучении школьников, до построения адаптивных систем обучения, основанных на анализе больших данных. Один из важнейших, на мой взгляд, этапов этого пути был связан с осознанием того, какую роль играют информационные технологии в построении коммуникационной «ткани» современного общества. По аналогии с «вебдванольной» эпохой развития IT этот период часто называют «Образование 2.0». Связан он не только с приходом целого ряда новых технологий, но и с пересмотром ключевых педагогических установок. В парадигме «Образования 2.0» происходит переход от традиционной схемы трансляции и генерации знания, в которой ключевую роль играли учитель и учебник,  к пост-традиционной, в которой знание становится производным от совместной деятельности и сетевого взаимодействия.
Этот переход уже зафиксирован в международном экзамене по оценке качества образования PISA. Так с 2015 года в него добавлен компонент, связанный с коллективным решением проблем. Это совершенно новый для традиционной классно-урочной школы параметр, ведь до сих пор в школе было принято оценивать только индивидуальные достижения учащегося. Это говорит о том, что и за рубежом, и у нас в стране «заказчики» образования начинают осознавать, что завтрашние работники будут не воспроизводить готовые истины, а решать встающие перед ними проблемы, требующие нестандартных решений – и будут делать это, работая в команде. Значит, не за горами то время, когда в повседневную практику школьного учебного процесса придут инструменты, позволяющие это делать. Уже сегодня в нашей стране есть целая плеяда инновационно работающих учителей, которая успешно использует инструменты из парадигмы «Образования 2.0» в учебном процессе.
Так, например, учитель обществознания из Челябинска Мария Сонина использует в качестве учебного материала видеоролики в формате TED. Учебный процесс в ее классе представляет собой работу в формате многозадачных групповых проектов с использованием технологии смешанного обучения. Для того, чтобы выполнить проект, учащиеся должны уметь находить информацию в источниках самого разного типа, в совершенстве владеть навыками безопасного поиска, уметь осуществлять переход от конкретного к общему и наоборот, выделять в информации фактические, оценочные и теоретические суждения. В качестве платформы проектной деятельности в классе М. Сониной учащиеся используют сайт Google. При этом работа над проектом ведется в документах совместного редактирования, таким образом учитель может в режиме реального времени наблюдать за работой учащихся и, в случае необходимости, помогать им и рецензировать их работу.
Очень востребованным и популярным оказалось у российских учителей использование документов совместного редактирования для создания рабочих листов по учебным предметам. Выглядит это, как правило, следующим образом: учитель создает шаблон рабочего листа по своему предмету и предоставляет доступ к нему на заранее созданные учетные записи своим учащимся. Учащиеся создают копии этих рабочих листов и выполняют на их основе собственные работы, сохраняя их на своих «облачных хранилищах». После этого работа «возвращается» учителю по сети. Эта технология позволяет учителю организовать не только проверку, но и взаимопроверку работ учащимися. На базе заранее разработанных критериев учащиеся оценивают работы друг друга, используя, таким образом модель формирующего оценивания. Сегодня это популярное использование документов совместного редактирование стало еще проще с точки зрения учителя, после того, как появилась и стала доступна школам LMS – Google Класс.
Как и любой инновационный процесс, использование технологий взаимодействия на уроке связан с определенными трудностями, преодоление которых зависит от ряда объективных и субъективных факторов. При этом само освоение этих технологий является достаточно просто решаемой задачей – сами учащиеся осваивают их достаточно легко и непринужденно и к тому же охотно обучают им своих одноклассников и даже учителей. Гораздо более сложной задачей является изменение стереотипов в сознании учителей. В самом деле, как заставить учителя, который многие годы учил «решать задачи самостоятельно», вдруг изменить свою точку зрения и начать обучать совместному или командному решению проблем? Примеры, которыми мы на настоящий момент располагаем, говорят о том, что задача это решаемая, ведь слишком многое говорит о том, что именно такой подход будет ведущим уже в самом недалеком будущем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий